Экскурсия в монастырь св. Георгия

29 ноября на  уроке истории искусств (dějiny umění) у пани Яны мы ездили на экскурсию в Национальную Галерею в монастырь св. Георгия (klášter sv. Jiří). Этот монастырь возник в 973-976 как первый женский бенедиктинский монастырь в Чехии и имеет очень богатую историю.

В 1142 году во время осады Пражского града здание было сильно повреждено огнем. Карл IV в свое время покровительствовал монастырю, который до войны с гуситами  был одним из самых богатых в стране. В 1650 году он пережил масштабную реконструкцию.

В настоящее время тут уже нет монастыря, а в самом здании расположена часть коллекции Национальной Галереи в Праге – живопись в стиле барокко 17-18 века и работы маньеристов времён Рудольфа II.

Когда мы приехали, экскурсовод рассказала нам краткую историю монастыря и показала внутренний двор здания, а вот на башню, из которой по ее словам открывается  прекрасный вид на Пражский град, мы, к сожалению, подняться не смогли — из-за ее возраста и состояния это могло  бы быть не совсем безопасно.

После этого  мы вошли внутрь. От изобилия произведений искусства разбегались глаза, но, как оказалось, нас ждала программа «Tajná řeč obrazů»(«Тайный язык картин»), и вели нас к вполне определенным картинам, около которых мы надолго останавливались и экскурсовод, прежде чем начать о них рассказывать, спрашивала, что мы там видим.

Фантазия у наших студентов творческих специальностей воистину великая, а поэтому мы услышали очень много интересных предположений, что и почему нарисовано – наверное, сами художники были бы удивлены, узнав, сколько всего мы увидели в их творениях.

Выслушав наши версии, экскурсовод переходила к настоящей истории картин, рассказывала, в какой период жизни художника они были написаны, что символизировали, кто мог бы быть на них изображен и как все это было воспринято критиками их современников. Собственно, нам были показаны, как говорила экскурсовод: чешская женщина (Josef Mánes – Švadlenka), чешский мужчина (Karel Purkyně — Podobizna Kováře), чешская природа (Adolf Kosárek — Letní krajina) и чешская любовь (František Ženíšek — Oldřich a Božena).

По словам пани Яны это была полезная информация для студентов, которые собираются поступать на специальности, связанные с искусством. После этого мы спустились в часовню, где погребена св. Людмила, а после… после нас ждал небольшой сюрприз.

Мы прошли еще ниже, в какое-то помещение, где нам предложили сесть за длинный стол и попробовать себя в создании символических «произведений искусства». Сделать мы это могли следующим образом: всем раздали листочки с написанным там словом, обозначающим какое-то абстрактное понятие, чувство, эмоцию или то, что не изобразишь одной картинкой, например «семья», «ожидание», «встреча», «ненависть», «страх» и т.д., и в нашу задачу входило изобразить это, не изображая прямо и буквально (т.е. как сказала экскурсовод, не рисовать красное сердечко, если написано слово «сердце»).

В нашем распоряжении было множество и множество картин и картинок, цветная бумага, репродукции известных и не очень художников, из которых мы могли вырезать то, что нам нужно и приклеивать туда, куда нам нужно. На все это было отведено около 15 минут, некоторое студенты работали вдвоем, кто-то втроем, а кто хотел – сам.

По истечении указанного срока нам нужно было показать свои «произведения искусства»(«díla»), а остальные должны были попытаться угадать, что же именно там изображено.  Что-то было легко угадать, что-то сложнее, но в целом все проявили себя достаточно креативно и представили очень интересные коллажи, которые пани Яна забрала в Кристалл, и т еперь они украшают стены коридора учебных классов. А экскурсия на этом была закончена и, прочувствовав жизнь творцов эпохи символизма, мы разошлись кто домой, а кто по свои делам.