Подготовительный курс для архитекторов

Выбирая будущую специальность — надо все как следует обдумать. Выбирая архитектуру – надо подумать три и более раз, попробовать себя отговорить от этой затеи, опять взвесить все «за» и «против», ну а потом уж подписываться на эту «авантюру».

Архитектура, сама по себе, очень сложна и многогранна. Тут ты должен быть,  как говориться, «и швец, и жнец, и на дуде игрец» — и технарь, и гуманитарий, и весь-такой-из-себя творческий и креативный с рабочими руками в нужном месте.

На архитектурный факультет сложно поступить и в России, что уж говорить о подготовке, поступлении и дальнейшем обучении на иностранном языке, в нашем случае на чешском.

Программа Кристалла в 2011/2012 учебном году по специальности архитектура ориентирована как на успешную сдачу вступительных экзаменов, так и непосредственно начало учебы на факультете архитектуры:

  • Чешский язык (22 ак. ч.)
  • Реалии Чешской Республики (2 ак.ч.)
  • История  искусств (4 ак.ч.)
  • История (4 ак.ч.)
  • Начертательная геометрия (2ак.ч.)
  • Математика и начертательная геометрия (по 1 астр.ч.) на факультете архитектуры ЧВУТ
  • Занятия по рисунку в художественной студии (2 астр.ч.)

Экзамены на творческие специальности в Чехии проходят гораздо раньше, уже в конце января — начале февраля.  А за короткий промежуток времени надо усвоить в голове огромное количество принципиально новой  и не очень информации. И все это, разумеется, на чешском.

Курс по спецпредметам построен именно с расчетом на то, что у абитуриентов  мало времени, так что ничего лишнего – только то, что понадобится нам на экзаменах. Будет гораздо легче учиться, если уже знаешь все это на русском – бедный мозг не будет разрываться между пониманием самого предмета и чешского языка. Да и учить надо будет гораздо меньше – порой будет достаточно просто выучить лексику по теме, не заучивая при этом даты, события, персоналии и  т.п.

История искусств – традиционная водная часть о культуре Древнего мира опускается, вопросов из этого раздела нет в экзамене, поэтому начинаем с  Романской культуры, потом Готика, Возрождение и далее по основным направлениям. Первая часть лекции – это характеристика, периодизация и основные представители данного стиля в мире, вторая – более подробно разбирается этот период в самой Чехии.

Полезен для учебы сайт http://artmuseum.cz/.

История — проблемой может стать то, что у нас все-таки профилирующий предмет – история России, не всеобщая, не Европы, и уж точно не Чехии. Если в школе кроме истории России, была еще и всеобщая,  то ничего особо нового для себя не откроете. История Чехии – учебники и Википедия в помощь, господа.

Учебники. И по истории,  и по истории искусств дают учебники специально для  иностранных студентов, в которых достаточно кратко и по существу разобраны все ключевые моменты и события. По истории искусств учебник, увы, без иллюстраций, только теория. Но ничто также не мешает записаться в Национальную техническую библиотеку, купить другие учебники, искать что-то в интернете – самообразование никто не отменял.

Начертательная геометрия – основной темой является эпюр Монжа, у нас это прямоугольное или ортогональное проецирование. Если уже учили начерталку, то будет чуть легче – язык чертежа он универсальный. Предмет, который по началу вообще не самый простой, на чешском становится еще сложнее. Первые несколько занятий, лично меня, спасало только понимание чертежа; ни заданий, ни правил, при всем старании, понять не могла, потому что все объяснения преподавателя были просто набором слов. Когда уже выучила кое-что из терминологии, то стало полегче.

Полезен для учебы сайт http://deskriptiva.unas.cz/.

Математика – здесь важно заметить, что курс математики в чешских школах более объемный и содержит темы, которые российские студенты проходят лишь на первом курсе университета (источник) . В школьной чешской программе по математике  изучается аналитическая геометрия, множества, разрезы, математическая логика, иррациональные неравенства, основы статистики, теории вероятности, комбинаторики и т.д. Кроме того, придется выучить терминологию, привыкнуть к немного другой системе оформления задач. Но должна заметить, что на данный момент с особыми сложностями в изучении математики я не столкнулась. Пока изучаются, повторяются и прорешиваются стандартные школьные задачи и примеры.

Учебники. В центре учебников не выдают, но преподаватель всегда приносит распечатки с материалом. А в ЧВУТ, на подготовительных курсах, нам сразу дали стопку распечаток с заданиями, чертежами, правилами и т.д. Есть список рекомендованной литературы – учебник, несколько сборников задач – их можно купить или взять в библиотеке.

Также, если хотите начать учить начерталку самостоятельно, советую учебник  Ю.И.Короева «Начертательная геометрия», специальность «Архитектура»  и сборник задач к нему.

Рисунок – тут все сложно.

2 часа в неделю, это конечно хорошо, но мало, очень мало. Глазам, рукам и голове нужна постоянная практика и тренировка. Ничто не мешает рисовать самостоятельно, делать наброски, ездить на пленер и т.п. Но все-таки лучше некоторое время поработать с преподавателем, который знаком с чешской школой рисунка.

В этом еще одна сложность – разница между школами рисунка – что любят у нас, и что любят тут. Это не классический академический рисунок, где все простроено до мелочей и выверены каждый штрих и линия. Рисунок в Чехии более художественный и менее техничный  – главное «захватить» пропорции, показать пространство, при помощи светотени выделить акценты в постановке. Если в России приветствуется и желательно, чтобы в работе было детальное построение — все оси, сечения, линии перелома форм и плоскостей, то в чешском рисунке достаточно абриса.

Есть также несколько моментов, которые касаются условий проведения вступительных экзаменов. Работы на вступительных экзаменах выполняется на формате А2, не А3. Фронт работы больше, а вот времени гораздо меньше. Если наши вступительные экзамены длятся по 6 и 4 часа, то тут отводится от 45 до 90 минут. Т.е. придется учиться работать не только на качество, но и на скорость. Да и работать на большем формате листа поначалу может быть несколько непривычно.

Минус занятий в художественной мастерской, в том, что рисунок и программа здесь все-таки рассчитаны на художников.  В архитектурном рисунке задействованы не только зрительное восприятие и работа руками, но также  воображение и пространственное мышление. Недостаточно только  достоверно изобразить  объект или постановку. Очень важно представлять что «происходит» в композиции, как она устроена, как все объекты расположены относительно друг друга в пространстве, а не на плоскости листа. Этому, к сожалению, в мастерской внимания не уделяют, а ведь на вступительных экзаменах задание, именно, рисунок архитектурного пространства и геометрического объема.

Абсолютно случайно, на одном из информационных стендов в новом здании факультета архитектуры ЧВУТ нашли объявление о подготовительных курсах рисунка. Сам курс достаточно короткий — всего 8 занятий по 3 часа, но программа построена именно с акцентом на изучение пространства и его геометрии: сначала несколько постановок с геометрическими телами, потом рисунок интерьеров и экстерьеров.  И, что еще хорошо, можно понаблюдать за работой преподавателей ЧВУТ, лучше узнать и понять требования к рисунку на вступительных экзаменах. Но это конечно для тех, кто собирается на архитектурный факультет именно в ЧВУТ. Кто знает, какие могут быть предпочтения в рисунке в других учебных заведениях.

Это кстати еще одна проблема: отсутствуют примеры работ. В России на кафедре рисунка видишь огромное количество примеров работ, и уже более-менее ясно, что от тебя потребуется на экзаменах. А вот в Чехии примеры работ  мне пока нигде и ни у кого так увидеть и не посчастливилось, а так как задания более абстрактные, то представление требованиях на экзаменах очень слабое.

В конечном итоге, что могу сказать… Ателье обязательно стоит посещать – постоянная практика необходима,  так же преподаватель дает конструктивную критику твоим работам. Если 2 часов в неделю покажется мало, то можно договориться с преподавателем о еще одном  дополнительном занятии в неделю, естественно уже за отдельную плату. Так, например, за 16 занятий по 2 часа я заплатила 4 000 крон, при этом тебе еще и дают все материалы – от бумаги до ластиков. В ЧВУТ стоит записаться именно из-за архитектурного рисунка, ну и просто, как мне кажется, очень даже интересно посмотреть на архфак изнутри, понять что-да-как.

Возможностей огромное количество, главное было бы желание.