В Праге открылись 4 новые станции метро, т.ч. перед Кристаллом

Сегодня в 15:00 я проехал первым поездом по новому 6-километровому участку с 4 станциями. Среди открывшихся станций и Надражи Велеславин (чеш. Nádraží Veleslavín), что прямо перед UJOP Кристалл Карлова университета, теперь до метро 8 минут пешком. Станция рядом с Кристаллом станет крупным транспортным узлом — теперь отсюда, а не с бывшей конечной станции метро «Дейвицка», будут ездить автобусы в аэропорт, пригородный транспорт в северо-западном направлении. Станция метро примыкает к ЖД-вокзалу «Велеславин» и в будущем после реконструкции ЖД-путей здесь будет проходить поезд в аэропорт и далее в город Кладно, что в северо-западном пригороде Праги.

Продолжение зеленой линии пражского метро / Prodloužení metra A

Теперь не надо ехать трамваем или автобусом до Дейвицкой, пересаживаться на метро в центр. По сравнению с теми же Подебрадами в пешей доступности инфраструктуры вокруг Кристалла по сути нет, поэтому ездить нужно часто. Разделяет открытую станцию метро и учебный центр «Кристалл» лишь небольшой парк:

Для большей наглядности сделал скриншот из Google Earth, стройка в левом верхнем углу является новой станцией метро:

google_earth
Изображение: Google Earth

Углубляться в детали строительства в данном обзоре я не буду, все о ходе строительства можно прочитать в моей статье о дне открытых дверей на этой стройке в январе 2013 года. Сам же проект представляет собой 6-километровый участок от станции метро «Дейвицка» на северо-западе Праги в направлении аэропорта с 4 станциями: Боржиславка (чеш. Bořislavka), Петржины (чеш. Petřiny), Надражи Велеславин (чеш. Nádraží Veleslavín) и Немоцнице Мотол (чеш. Nemocnice Motol).

Осмотрим станции по порядку, начнем с Немоцнице Мотол, теперь это конечная станция зеленой ветки пражского метрополитена.

Немоцнице Мотол / Nemocnice Motol

Данная станция теперь является конечной и расположена у входа в самую большую пражскую больницу — Мотол (чеш. Motol). Также в районе расположен целый ряд других масштабных мед. учреждений. В связи с расположением станции на склоне она была впервые в истории пражского метрополитена станция была построена заглубленной — ни наземной, ни подземной:

Продление зеленой линии пражского метро - Немоцнице Мотол / Prodloužení metra A - Nemocnice Motol

Через крышу станции пробивается солнечный свет:

Продление зеленой линии пражского метро - Немоцнице Мотол / Prodloužení metra A - Nemocnice Motol

Станция имеет береговые платформы:

Продление зеленой линии пражского метро - Немоцнице Мотол / Prodloužení metra A - Nemocnice Motol

В связи с этим приехавшие из центра люди вынуждены идти в голову состава и спускаться на эскалаторе или по лестнице вниз:

Prodloužení metra A

Огромный проход занимает все пространство под путями и далее под автомобильной дорогой:

Prodloužení metra A

Prodloužení metra A

Здесь же расположены автоматы для продажи билетов, кассы, туалеты. Стоит заметить, что туалеты в пражском метро давно являются объектом критики из-за нападения вандалов — на новых станциях туалеты выглядят просто прекрасно, хотя и стоят по 10 крон против традиционных 5. Также меня смутила на кассе надпись „Kasa“, т.к. это заимствованное из немецкого слово считается на данный момент устаревшим.

Prodloužení metra A

Автоматы установлены новые, но не той же модели, что устанавливали в аэропорту и на главном ЖД-вокзале. Видимо, учли прошлый опыт. Напоминаю, что новые автоматы имеют сенсорный дисплей, возможность бесконтактной оплаты билетов банковской картой. Очень приятные терминалы:

Prodloužení metra A

Если пройти вперед (т.е. под автомобильной дорогой), то в стороны расходятся лестницы к автобусным и трамвайным остановкам. Проходим еще дальше по переходу и упираемся в больницу «Мотол». Да, прямо ко входу в здание теперь ведет крытый проход:

Prodloužení metra A

Если развернуться на 180 градусов, то, соответственно, видим вход в метро:

Prodloužení metra A

К сожалению, по рельсам бродить уже нельзя:

Продление зеленой линии пражского метро - Немоцнице Мотол / Prodloužení metra A - Nemocnice Motol

Платформа в сторону центра, на заднем плане виден проход над путями:

Продление зеленой линии пражского метро - Немоцнице Мотол / Prodloužení metra A - Nemocnice Motol

С них открывается прекрасный обзор на станцию. Обратите внимание на подсветку границы безопасной зоны, ранее такое, если мне не изменяет память, было только на новых станциях в северной части красной ветки:

Продление зеленой линии пражского метро - Немоцнице Мотол / Prodloužení metra A - Nemocnice Motol

Девушки в униформе пражского транспортного предприятия раздавали детям раскраски:

Продление зеленой ветки пражского метро - сувениры / Prodloužení metra A - souveniry

Все желающие также могли взять у девушек фирменные брелки:

Продление зеленой ветки пражского метро - сувенирные брелки / Prodloužení metra A - přívěsky

Народу была тьма, но обошлось без давки. Заходим в подошедший состав и двигаемся в сторону следующей станции, Петржины.

Петржины / Petřiny

Самая глубокая станция на новом участке, 37 метров под уровнем земли.

Продление зеленой линии пражского метро - Петржины / Prodloužení metra A - Petřiny

Ехать на эскалаторе довольно утомительно, хотя это шутка в сравнении с глубиной в 68,8 метров у самой глубокой станции в Праге, Намнести Миру. Более того, Намнести Миру является самой глубокой станцией во всем ЕС.

Продление зеленой линии пражского метро - Петржины / Prodloužení metra A - Petřiny

Станция односводчатая, вдоль платформ подвешены светящиеся надписи с названием станций в данном направлении, такие же есть и на новых станциях красной ветки:

Продление зеленой линии пражского метро - Петржины / Prodloužení metra A - Petřiny

Доминантой в оформлении платформы является огромная массивная бетонная надпись на шахте лифтов:

Продление зеленой линии пражского метро - Петржины / Prodloužení metra A - Petřiny

Оригинально оформлена будка охранника, по форме напоминающая батискаф. Пожалуй, каждый подходил и смотрел внутрь «иллюминатора»:

Продление зеленой линии пражского метро - Петржины / Prodloužení metra A - Petřiny

На Петржинах девушки в униформе пражской транспортной компании раздавали нехитрые настольные игры для детей на тему общественного транспорта:

Продление зеленой ветки пражского метро - сувениры / Prodloužení metra A - souveniry

Введение в эксплуатацию новых станций метро серьезно изменит с завтрашнего дня сетку маршрутов наземного транспорта. Например, с северо-востока к Дейвицкой теперь не ездит ни один автобус:

Продление зеленой ветки пражского метрополитена - карта изменения маршрутов наземного транспорта / Prodloužení metra A - změna linek povrchové dopravy

Будьте бдительны, проверяйте маршруты вручную, Pubtran и подобные приложения сегодня еще не показывали новые станции метро и вели наземными маршрутами.

Надражи Велеславин / Nádraží Veleslavín

Гвоздь сегодняшней статьи — станция прямо перед учебным центром Карлова университета «Кристалл». Станция станет по сути главной на новом отрезке, на нее возложена задача трансфера пассажиров из аэропорта и северо-западного пригорода Праги. Более того, станция является одной из 5 на всю Прагу, где находится один из 5 информационных центров пражского транспортного предприятия.

Продолжение зеленой ветки пражского метро - Надражи Велеславин / Prodloužení metra A - Nádraží Veleslavín

Станция трехсводчатая, глубокого заложения, 20,5 метров под поверхностью земли. Увы, впечатления от интерьера после станций «Немоцнице Мотол» и «Пертшины» просто нулевые, хотя авторы проекта подчеркивают, что пол сделан из итальянского и чешского гранита. Платформы отделены от центрального пространства массивными колоннами, покрытыми металлическими листами:

Продолжение зеленой ветки пражского метро - Надражи Велеславин / Prodloužení metra A - Nádraží Veleslavín

Изюминкой оформления Надражи Велеславин являются часы, идентичные часам на одноименном вокзале на одном из выходов с новой станции метро. В будущем вокзал и станция метро должны стать единым целым, часы стилистически их объединяют.

Продолжение зеленой ветки пражского метро - Надражи Велеславин / Prodloužení metra A - Nádraží Veleslavín

У всех новых станций кроме Немоцнице Мотол с одной стороны платформы находятся лифты, а с другой — эскалаторы. Поднимаемся по эскалаторам и оказываемся в вестибюле:

Продолжение зеленой ветки пражского метро - Надражи Велеславин / Prodloužení metra A - Nádraží Veleslavín

Многие недоумевали, что за бессмысленная маленькая треугольная комната находится в вестибюле, ее можно видеть на фото в верхней левой части. В будущем предполагается, что здесь будет прямой проход на вокзал после его реконструкции. Особо ярые фанаты метро могут ознакомиться со схемой метро и данным переходом на вокзал, ЖД-пути легко увидеть в верхней части изображения:

VE3
Изображение: Metroprojekt

Справа от эскалаторов находится один из 5 информационных центров в метро. По сути это продвинутая касса, где можно не только купить билеты или продлить проездной, но и подать различные заявления, купить сувениры, получить справку о возможностях проезда в ту или иную часть города. Я ни разу не пользовался, но наверняка кому-то они нужны.

Продолжение зеленой ветки пражского метро - Надражи Велеславин / Prodloužení metra A - Nádraží Veleslavín

Из вестибюля ведет 5 выходов на поверхность, наверняка люди будут плутать, я такие станции очень не люблю.

Продолжение зеленой ветки пражского метро - Надражи Велеславин / Prodloužení metra A - Nádraží Veleslavín

Спускаемся обратно на платформу и едем смотреть последнюю станцию нового участка.

Продолжение зеленой ветки пражского метро - Надражи Велеславин / Prodloužení metra A - Nádraží Veleslavín

Боржиславка / Bořislavka

Станция является ближайшей к Дейвицкой, которая была конечной с самого открытия зеленой ветки. Собственно, само строительство зеленой ветки начиналось с Дейвицкой. На данный момент окрестности Боржиславки выглядят печально, но в ближайшие несколько лет над станцией метро должен появиться огромный торговый центр с прямым выходом из метро.

Продолжение зеленой ветки пражского метро - Боржиславка / Prodloužení metra A - Bořislavka

Станция односводчатая, мелкого заложения, 26,7 метров под уровнем земли. Увы, оформление в целом повторяет стилистику Надражи Велеславин и Петржины, отличия минимальны и большей частью заключаются в оттенках цветов. Радует, что на всех новых станциях много лифтов, расположены они в непосредственной близости от выходов из вагонов — очень удобно.

Продолжение зеленой ветки пражского метро - Боржиславка / Prodloužení metra A - Bořislavka

Стены всех новых станций отделаны длинными металлическими панелями. На мой взгляд, выглядят они не так колоритно, как классические квадраты с большинства станций зеленой ветки. Напоминаю, что квадраты были созданы в свое время специально для пражского метрополитена, даже в XXI веке выглядят отлично и на данный момент являются предметом охоты любителей метро.

Продолжение зеленой ветки пражского метро - Боржиславка / Prodloužení metra A - Bořislavka

В вестибюлях никаких серьезных инноваций нет, касса выглядит традиционно:

Продолжение зеленой ветки пражского метро - Боржиславка / Prodloužení metra A - Bořislavka

На абсолютно всех новых станциях — новые автоматы по продаже билетов. Увы, в большинстве случаев они еще не работали. Собственно, прямо на моих глазах было несколько накладок. Так сначала при первой поездке из центра до Боржиславки в вагоне на табло загорелось „Skalka“, а во время посещения одной из станций на непродолжительное время выключились эскалаторы.

IMG_9389

Бесспорно, исправление мелочей в подобных сложных инженерных конструкциях является нормой.

Продолжение зеленой ветки пражского метро - Боржиславка / Prodloužení metra A - Bořislavka

Общее состояние станций можно назвать завершенным, даже рекламные места подготовлены, на них пока висят заглушки транспортной компании, реклама ее проектов или информация о новом участке метро. На реконструированной в прошлом году станции желтой ветки Народни Тржида (чеш. Národní třída) для рекламы используются электронные табло, но здесь их нет — видимо, проект не пошел в гору.

Продолжение зеленой ветки пражского метро - Боржиславка / Prodloužení metra A - Bořislavka

Само собой, повсеместно установлены информационные стенды с картой Праги, расписанием движения транспорта и пр. Справочных терминалов уже нет, вместо них на всех станциях метро будут появляться интерактивные панели.

Продолжение зеленой ветки пражского метро - Боржиславка / Prodloužení metra A - Bořislavka

Не сомневаюсь, что новые станции метро изменят жизнь пражан к лучшему.

Будущее

В северо-западном направлении ветку достраивать не планируют. Вместо метро в аэропорт хотят пустить поезд с пересадкой на Надражи Велеславин, который в неопределенной пока перспективе будет ездить из аэропорта через всю Прагу на Масариково надражи в центре города.

В истории метро следующей страницей должно стать активно обсуждаемое ныне строительство на юго-востоке города новой, синей ветки «Д».