Выставка современного искусства

Каждый из нас в начале нового семестра выбирал себе дополнительные предметы. В числе прочих, мною была выбрана «История искусств» (Dějíny umění). Конечно, изучая такой творческий предмет, просто невозможно обойтись без походов в музеи, выставок и экскурсий. Одна из экспозиций, на которых мы были, называлась «Современное чешское искусство – Бархат» (Současné české umění – Po sametu) и проходила в Народной Галерее (Národní galerie – Dům U Zlatého prstenu).

P1680626

Современность в искусстве – это стиль и мышление. Когда понятное, когда не очень, оно заставляет нас чуть больше думать, чуть больше говорить и чуть чаще оглядываться вокруг. Кто-то ищет ответы на свои вопросы, а кто-то играет с вопросами в игру, надеясь, что ответ скрыт в них самих.

Прежде всего хотелось бы сказать пару слов о сути выставки. Экспозиция включала в себя 14 частей в огромном количестве залов ( Микро и макро, Индустриальный, Любовь есть любовь и т.д.) В ней были представлены авторы как нового тысячелетия, так и конца двадцатого века.

P1680622

Их всех объединяла альтернативность выражения своих эмоций. Что такое альтернативность? Отсутствие шаблонов, поиски новых средств выражения себя в возможных и невозможных областях. Взгляд с непривычной стороны. Современное искусство призвано удивлять и играть с чувствами. С чем мы и столкнулись.

Первая композиция, увиденная нами, была видеоинсталляция. Перед нами двигалась картинка, состоящая из невероятного множества деталей. Чтобы понять, что происходит, надо было приглядеться. Люди, повсюду люди. И повсюду вода. Люди бегают, под дождем, как муравьи. Вскоре дождь стихает, и людей становится больше. Они бегают по стадионам, крутят карусели, катаются на коньках, заполоняют тротуары и площади. Вечный двигатель планеты. Люди вертят Землю? Что ж, возможно…

P1680610

Была нам показана пара абстрактных рисунков на стене – какой-то почти рунический символ и зеленые вертикальные полосы от потолка до пола. Самым ценным свойством этих работ (как нам сказала экскурсовод) была невозможность куда-нибудь их отнести, украсть, или продать. Может, авторы вдохновились историй Моны Лизы, когда картину несчетное количество раз подделывали, перепродавали, уносили из музея? Вот она, альтернатива такой ситуации – рисунок на стене.

P1680616

Один из так называемых экспонатов очень поднял мне настроение. В комнате, на стенах которой также висели какие-то работы, сидела бабушка и вязала спицами. Нет-нет, вы не ошиблись, живая бабушка. Она вязала шарфик. А на полу по периметру зала уже лежали горы связанных вместе разноцветных и разноплановых шарфиков. И было это так тепло, приятно и уютно, что я долгое время просто ходила, трогала тонкую пряжу, рассматривала узоры и тихонько завидовала, что ничего не могу взять с собой.

Ждали нас там еще темная комната, черные картины дождливого города, абстрактные рисунки человеческих лиц, статуя выливающегося на пол алого вещества и многое другое.

В конце просмотра был теплый чай и возможность сотворить что-то интересное самим. Мы рисовали на фотобумаге специальным раствором, бесцветным на вид. Подсыхая, он становился белым и получались картинки как бы из будущего.  Когда уже краски отойдут на второй план, и художники смогут выражать свои чувства двумя цветами; предугадывать каждую нарисованную линию и быть уверенным в результате. В такой работе тоже есть своя философия и красота, иногда совсем не такая простая для понимания, какой кажется.

P1680635

Что ж, мы смотрим на мир широко открытыми глазами с постоянной жаждой найти что-то, чего еще никто не видел. И пока человек способен удивлять и удивляться – есть жизнь, молодость и искусство.